Будзинкан Москва
Будзинкан Москва: Клуб Искусств Востока: Ниндзюцу: Боевые Искусства
 Bujinkan Dojo



Статьи

Присвоение степеней
 

Поговорим о присвоении степеней или званий определенного уровня подготовки. В отличие от спортивных видов, где присвоение ученических и мастерских степеней проводят во время специальных экзаменов, в Будзинкан Будо нет этого. Конечно, есть определенная , по которой проходит обучение, но эта программа не жестка аргументирована. Если инструктор или учитель постоянно находится с учениками, он видит их достижения и ошибки и может присвоить определенный ранг без специальной сдачи. Звание определяет уровень роста ученика, его стремление к усвоению материала.

Вот что говорит М. Хацуми о присвоении им рангов: «Присваивая ранги, я ничего не приобретаю, ничего не теряю. При таком способе все идет своим путем. Я буду рад, если из тысячи учеников один или два станут настоящими бойцами. Таково мое желание. Речь идет не о том, имеет или не имеет степень какую-либо ценность. Во всяком случае, восприятие ценности полностью субъективно. Ценность находится в сознании наблюдателя. Здесь важно знать, как обладатель подтверждает имеющуюся у него степень.

Также вероятно, что многие смутятся, узнав, какое число рангов было присвоено лишь с надеждой, что когда-нибудь их обладатели разовьют свое искусство до уровня, достойного титула, который имеют. Многие высокотренированные инструкторы Будзинкан Додзё вышли сегодня в свет. Некоторые, может быть и имеют право на такой ранг, но даже если он и присвоен под моим авторитетом, это еще ничего не значит. Более того, все зависит от человека. От его собственного труда зависит, обретет ли он успех или потерпит неудачу. Я даже не задумываюсь о том, что впечатление о Будзинкан Додзё может быть неблагоприятным из-за моего поступка.

Весь мир – наш тренировочный зал, и хотя некоторые ученики спотыкаются или падают, весь мир конечно видит процесс закалки в Будзинкан Додзё на деле. И если критики назовут его позорным, я ничего не могу с ними поделать. Действительно, пришло время донести знания до общественности. Прежде чем донести знания до широкой общественности, мы должны были пройти долгий путь развития.

Сейчас многие из наших инструкторов достаточны сильны и это все, что нас интересует. Вот это важно. Всякий инструктор может процветать или провалиться только под своим собственным именем. Его додзё носит его имя, а не мое. Его успех или неудачи – его личное дело, а не мое. Думаю, что сейчас самое время более или менее опытным инструкторам быть самостоятельными»


Необходимо знать, что последующий экзамен содержит знания предыдущего испытания. Чем выше уровень знаний, тем лучше должно быть исполнение. Недостаточно одного понимания и объяснений. Необходимо правильно выразить себя и при этом правильно передать полученные знания.

С 10 по 1 Кю всем степеням соответствует красная нашивка с эмблемой белого цвета. Над нашивкой могут присутствовать звездочки, указывающие на ранг (например, четыре серебряные звездочки над нашивкой – 5 Кю, а одна золотая звездочка – 4 Кю).


С 1 по 4 Дан носят красную нашивку с эмблемой черного цвета и черной окантовкой. Над эмблемой звездочки серебристого цвета.

С 5 по 9 Дан нашивка красного цвета с белой окантовкой, иероглифы имеют также белую окантовку.

Имеющие 10 Дан, носят золотистого цвета нашивку с изумрудным символом «Будзин» и окантовкой бирюзово-голубого цвета.


М. Хацуми носит нашивку красного цвета с золотым символом «Будзин» и золотой окантовкой.


Учитель, или сенсей


Сенсей – это звание, показывающее ваше уважение к тому, кого вы так называете; это слово очень часто используется в Японии. Буквально оно значит «учитель», но то, что понимается под словом «учитель» в Японии, далеко не всегда соответствует западному пониманию слова «учитель». Из-за недостаточности знаний о японской культуре в общем и практики Пути в частности, непонимание термина «сенсей», самой концепции учителя в Японии, прочно вошло в европейское и американское понятие До.
С одной стороны, сенсей классического Пути это далеко не то же самое, что и, например, учитель в школе; методы и место обучения очень сильно отличаются в том и другом случае. С другой стороны, слово «сенсей» не надо понимать как обозначение непогрешимого мастера, культовую фигуру. На самом деле некоторые доктора, юристы и другие профессионалы своего дела тоже могут быть названы сенсеями.

Достаточно часто встречается ошибочное мнение, что у человека может быть только один сенсей. Принимая во внимание то, насколько широко употребим этот термин в Японии, очевидно, что данное убеждение не что иное, как очередной миф. Это, правда, что сенсей предупредит, что серьезно заниматься практикой нескольких форм До одновременно часто может быть далеко не самым лучшим решением. Принимая во внимание то огромное количество времени, требующееся на серьезную практику таких искусств, занятие даже двумя видами искусства может быть слишком большой нагрузкой для занятого человека; тем более что все различные формы До это в конечном итоге отдельные аспекты одного общего Пути. Имеется в виду искусство икебаны, каллиграфии (шодо), каратэ и других видов, которые могут быть отнесены к До.

Смысл практики До в следовании До, а не в собирании множества технических знаний или интеллектуальном развлечений. Учителя в Японии предупреждают, что иметь более чем одного сенсея в одном конкретном виде искусства тоже может быть достаточно проблематично. Это может запутать ученика, не говоря уже о неизбежном столкновении интересов.

В таком контексте не вызывает сомнения, что у вас может быть только один сенсей; но существует много сенсеев. Поэтому если бы вам пришлось встретиться с другим учителем искусства шодо, и вы бы не назвали его сенсеем, не обратились к нему подобным образом, то этот учитель, как, впрочем, и ваш сенсей, посчитал бы это грубостью, неуважением по отношению к нему.

Иногда ученики отказываются называть сенсеем кого бы то ни было, кроме своего собственного учителя. Другие же иногда отказываются обращаться подобным образом даже к своему сенсею: «до тех пор, пока я не пойму, что уважаю вас достаточно, чтобы называть вас подобным образом». Помимо того, что подобное отношение кажется весьма странным для тех, кто изучал Путь в Японии, в этих примерах очень хорошо видно непонимание концепции сенсея. Эти люди слишком серьезно относятся к своему сенсею и этому слову вообще. Они ищут в нем совершенное создание, которое дарует им правду. Это только иллюзии. Искусный сенсей учит До, передавая знания и создавая условия, в которых ученик может достичь прямого понимания через собственные опыт, усилия и мотивацию.

Еще одна крайность это отказ называть учителя сенсеем потому что: «невелика важность», «это не Япония», а иногда просто потому, что недосуг, не хочется утруждать себя подобными мелочами. Подобное отношение сводит на нет определенные правила взаимоотношений, существующие между учеником и учителем До. Хотя ты можешь практически или даже совсем не общаться с учителем вне додзе, ваши отношения от этого не становятся чисто «деловыми». Благодаря духовной и жизнеизменяющей природе Пути, искреннему отношению и обучению под руководством искреннего сенсея достигается уникальный эффект близости и сотрудничества. Хорошие учителя настолько хорошо вас знают, осведомлены о том, что происходит в глубинах вашего личного самосознания, что такое редко где встретишь.

Как и вообще в жизни, в изучении Пути требуется правильный баланс. Сенсей не Бог, но это не значит, что наши отношения с ним должны быть такими же, как и с нашими дружками или учителем старшей школы. Мы не в классе; мы не берем уроки и не посещаем школьные занятия, и мы не пытаемся научиться просто какому-то техническому навыку. Мы заинтересованы в том, чтобы найти и принять Путь.

Ученик, или деши


Ученик какой-либо формы До в Японии называется «деши», это слово, наверное, ближе по значению к старому понятию ученик, подмастерье. Так как Путь не продается, а додзе это не просто место, где мы ведем бизнес, деши как бы не берет уроки и не платит за обучение. (Здесь не имеется в виду, что за занятия в додзе не взимается оплата, чаще как раз наоборот, но это скорее денежное пожертвование или подношение, чтобы помочь додзе продолжать функционировать и поддержать сенсея).

Студенты посещают занятия и ожидают, что их будут учить. Деши вступает в додзе, чтобы открыть и принять Путь. Присоединение к додзе это скорее усыновление, принятие человека в семью, чем просто посещение им занятий. Студенты ищут информацию. Деши вступают на путь трансформации и достижения понимания. Студенты запоминают факты; деши учится путем практики. Учиться – значит расти, расти – значит изменяться. Чего мы ищем – действительного роста и, следовательно, неизбежного изменения или мы больше заинтересованы в умственной стимуляции и/или изменении внешнего облика нас самих? Для деши это ключевой вопрос.

Иногда ученики очень быстро загораются, когда каким-либо образом подтверждается их вера или их убеждения, и моментально (или через какое-то время) угасают, когда новая информация бросает им вызов, конфликтует с тем, во что они так неистово верили.

Мы на самом деле ищем способ для собственного роста, что подразумевает перемены, или просто пытаемся найти подтверждение тому, что уже испытали и во что, может быть, верим. Что нам нужно: свобода, побег из клетки, где мы обречены на загнивание, или только декорация клетки?

Если какие-либо проблемы случаются снова и снова, значит, мы пытаемся решить их с помощью старых способов, с помощью того, чем мы были от прошлого до настоящего. А это в свою очередь влияет на то, кто мы есть сейчас. Чтобы разорвать это круг, необходимо порвать связь с прошлым, порвать с уже известным и прыгнуть, с головой окунуться в неизведанное. Додзе, мы сами, сенсей – все это существует в настоящем. Цепляться за прошлое в форме наших верований и убеждений, прежних условий существования, условностей любого вида – значит, превращать настоящее в еще одну форму нашего прошлого. Конечно, встреча с новыми, абсолютно другими идеями и представлениями может навсегда изменить то, что мы думаем, но Путь постоянно меняет то, что мы собой представляем.

Истинный Путь ведет к отказу от «своих» убеждений, к трансформации личности, часто болезненной.

До, или Дао, это Путь вселенной, Путь, всегда существующий в настоящем, изменяющийся и неизменный, от момента к моменту. Когда ты становишься на Путь, ты получаешь свободу, заключающуюся в непрерывном изменении и никогда не прекращающемся росте. Может ли сознание, обусловленное своим собственным прошлым и, следовательно, находящееся в петле – петле, которую можно изменить, но из которой невозможно вырваться открыть для себя такой Путь? Свобода кроется в адаптивности, приспособляемости к новым условиям, а эта приспособляемость возможна только в сознании, охватывающем постоянно меняющийся момент – момент, который никогда не существовал до этого, и поэтому по своей природе неизвестный, а значит, полный новых неограниченных возможностей.

Накопленное знание не является аналогом понимания. Человечество накапливало знания в течение многих поколений. Хотя эти знания и были полезны, они не привели к глубокой трансформации человечества: войны, расизм и бедность все еще существуют. Понимание достигается от момента к моменту. Момент вечен, он существует вне временных границ. Путь подобен этому моменту – вечен и всеобъемлющ.

Успехов Вам на пути Воина!

 

Виктор Мезер 2006г.