Будзинкан Москва
Будзинкан Москва: Клуб Искусств Востока: Ниндзюцу: Боевые Искусства
 Bujinkan Dojo



Статьи

Санчин но ката - «Форма трех сердец»
 

«Сердце трехлетнего ребенка – чрезвычайно важная вещь, так как оно еще чисто …мы все еще близки к Природе, пока общество не начало формировать их сознание и пока они еще не начали приобретать характер» М. Хацуми.

О Сансин но Ката говорят как о совокупности пяти первоэлементов: Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота. Но такой подход немножко неверен. Если мы работает с пятью первоэлементами, то мы можем говорить как о Го Гьё но Ката. Причем эти первоэлементы нельзя сравнивать с нашими представлениями о земле, воде, воздухе и т.д.

Все что нас окружает, весь окружающий нас мир обладает энергетической сутью. Весь наш мир пронизан энергией. Наша планета находится в Космосе, и мы просто «купаемся» в этой энергии. Камни, деревья, вода и т. д. и т.п. - энергии, которые лишь по-разному спрессованы.

В Го гьё но Ката - это пять энергий (Горин но то): энергия Земли, Воды, Огня, Воздуха и Пустоты. Конечно, эти разделения условны. Человек пытается объяснить суть окружающего мира. Эти попытки обусловлены его разумом. Но мир – это тайна. Постичь его нашим разумом невозможно. Мы можем сделать только попытку, попытку подвести наши представления о мире к чему-то понятному, к тому, что мы можем объяснить нашим языком. Тем более в практике боевого искусства нам необходимо объяснить те или иные движения, их характер, структуру и возможности.

Chi (Ти) – энергия Земли, основа всего сущего. Одна из мощных энергий. В практике цигун (Чжун Юань Цигун. Сюи Минтан), есть упражнения по набору энергии Земли. Это говорит о том, что этой энергии, еще в древности, придавали большое значение. Твердость и плотность, прямолинейность и сила характеризуют эту энергию.

Sui (Суй) – энергия Воды. Когда мы рождаемся, вода составляет 90% нашего тела, когда мы достигаем взрослого возраста, содержание воды уменьшается до 70%, в глубокой старости - 50%. Благодаря воде, которая переносится кровью и внутренними жидкостями организма, питательные вещества циркулируют по нашему телу. Этот поток воды играет роль переносчика энергии, она имеет способность копировать и запоминать информацию. Текучесть и проницаемость, движение по дуге и мощь характеризуют эту энергию.

Ka ( Ка) – энергия Огня. Огонь источник жизни на земле. Тепло, свет несет энергия огня. Солнце, молнии, пожары и в тоже время теплота, исходящая от огня притягивают человека. Стремительность и спокойная ярость характеризуют эту энергию.

Fu (Фу)– энергия Воздуха (Ветра). Четвертый уровень энергии. Без воздуха мы не сможем прожить. Воздух буквально пронизан энергией Космоса. Йоги придавали большое значение дыханию. Эта энергия присутствует во всех проявлениях жизни от амебы до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Ураганы и смерчи, морской бриз показывают нам переменчивую способность ветра.

Ku (Ку) – Пустота. Высший энергетический уровень.

Ката условно формируется из пяти форм:

1. Chi no kata (Sanshitan Ken Daho)

2. Sui no kata (Omote Kitenken Daho)

3. Ka (Hi) no kata (Ura Kitenken Uchi Daho)

4. - Fu no kata (Shitoken)

5. - Ku no kata (Choshi Dori)

Надо понимать, Го гьё но Ката – это и форма, и внутреннее состояние. Освоив выполнение этих форм, вы можете переходить к работе с внутренними ощущениями. Эти формы можно выполнять одну за другой, исходное камаэ - ichimonji no kamae. Допускается отработка каждой формы в отдельности. Сансин – это высшее проявление Го Гьё но Ката. Сознание чисто и открыто. Наступает момент гармонии всех элементов и присутствие Пустоты в каждой форме. Необходимо добиться чистоты и спокойствия сердца.

Вот как характеризует Сансин - Масааки Хацуми:

«Для тех, кто стремится по пути, в направлении искусства всегда ставится вопрос о сердце и духе трехлетнего ребенка. Они хотят достичь чувства невинности и великодушия. Они желают выразить свое искусство через чувство трехлетнего ребенка. Для меня таким человеком является великий художник Окамото Таро. Когда я размышляю над SanshinnoKata, он всегда пребывает во мне. При обучении своих учеников я всегда стремлюсь передать состояние сердца. Это никогда не покидает мой дух, рисую ли я картину или разучиваю каллиграфию, или свободно двигаюсь в Budo. Есть прекрасные слова из стихотворения: « Моя техника проистекает из одного свойства, что сопротивление ведет к поражению. Однако нужно молиться и не сопротивляться, тогда эта техника не создаст противников».

А вот еще одни удивительные слова:

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, теперь знаю я от части, а тогда познаю, подобно как я познан. - Это послание Святого Апостола Павла.

Очень тяжело, да и невозможно передать состояние Сансин. Мы идем по Пути Будо, и нельзя отделать Будо от нашей жизни. Прочтите несколько раз внимательно этот небольшой рассказ.

«Резчик по дереву по имени Цин закончил вырезать раму для алтаря. Работа приводила в восторг каждого, кто ее видел,- настолько одухотворенной она была. Когда ее увидел помещик Лу, он спросил:
- Это чудо, ты просто гений. Как тебе это удалось?
Резчик ответил:
- Ваше величество, я простой рабочий. Я вовсе не гений. И никакого секрета тут нет. Перед тем как заняться изготовлением рамы, я медитирую в течение трех дней, чтобы успокоить свой ум. После трех дней погружения в медитацию я уже не думаю о каком-либо вознаграждении. После пяти дней медитации меня уже перестают волновать и похвала, и хула; я более не задумываюсь ни о мастерстве, ни о бездарности. Через семь дней медитации я просто забываю о своих руках, забываю о теле; забываю о самом себе. Я не отдаю себе отчета в том, где нахожусь и что делаю. Остается одно мастерство. В подобном состоянии я отправляюсь в лес и исследую каждое дерево до тех пор, пока не найду подходящее, способное стать идеальным сырьем для рамы. Затем к работе приступают мои руки. Отставив в сторону свое я, мне лишь остается наблюдать, как в моих руках природа меняет свою форму. Именно поэтому люди говорят, что готовое изделие обладает столь притягательной силой.


Всемирно известный скрипач о своем исполнении бетховенского концерта для скрипки: « У меня есть прекрасная , прекрасная скрипка и прекрасный смычок. Мне остается только свести их вместе и не мешать.

Успехов!!!

 

Виктор Мезер 2009г.