Будзинкан Москва
Будзинкан Москва: Клуб Искусств Востока: Ниндзюцу: Боевые Искусства
 Bujinkan Dojo



Статьи

В помощь изучающим будо
 

Тем, которые только приступают к изучению и тренировкам в системе Будзинкан Будо необходимо разбираться в таких понятиях как бусидо, дзюцу, бугэй и тд. В этой статье мы попытаемся объяснить некоторые японские термины.

Буси - воин, военный. До - "путь", "духовная тропа". До (путь) - направленный не только на тактику и стратегию, но и на духовное развитие. Иероглиф "до" исходит от китайского "Тао" или "Дао", где он означает "Путь всей Вселенной". Это знергия Вселенной, пронизывающая все. Энергия жизни, толкающая человека на преодоление тьмы невежества и неведения. Это путь, который раскрывает и трансформирует человека, помогает увидеть настоящую реальность жизни.

Отсюда, Бусидо - "путь воина", "кодекс воина". Это жизненная концепция, образ жизни, путь, в соответветствии с которым буси формирует свой образ жизни, правила поведения. Буси должен обладать следующими качествами:

- дорё - великодушие;

-сики - твёрдость;

-онся - благородство, вежливость;

-фудо - непоколебимость;

-гири - честь;

-нинъё - гуманное великодушие.

Конечно, это неполный перечень качеств воина, и каждый, стремящийся идти по пути воина, вырабатывает свое личное, персональное бусидо. Если немножко "окунуться" в историческое прошлое Японии, то можно проследить определенные изменения в бусидо.

С 1147 года и до конца 1600 года, когда Япония переживала состояние гражданской войны, когда в стране царила междоусобица, и человеческие качества рассматривались через призму человека как воина, существовало то, что можно охарактеризовать как "бусидо бойца". Это были простые правила нужные солдату того времени: храбрость, верность, честность, скромность.

В период Токугава эта разновидность бусидо претерпевает определенные изменения: появляется новая переработанная форма бусидо, связанная с изменениями в общественной жизни страны. В этот период Япония подвергается сильному влиянию Китая. Ямадо Соко, известнейший учитель, привносит в среду самураев культурные ценности. Он вводит в бусидо особый метод воспитания и обучения, известный среди самураев как "Путь воина". И эта форма бусидо до 1867 года занимает значительное место в боевых искусствах, она начинает выражать "истинную природу бусидо".

Третий период начинается с момента реставрации императорской власти в начале периода Мэйдзи и носит название "наследие бусидо". В книге японского автора Инадзо Нитобэ "Бусидо, душа Японии" излагаются такие правила: быть нравственным, справедливым, щедрым, готовым к смерти, искренним, честным, верным, вежливым, умеющим владеть собой.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, каждый решает по-своему и вырабатывает свой путь преодоления этих проблем. Вырабатывает свой взгляд на перипетии жизни, находит свою жизненную концепцию. И в этом случае важно не повторение и подражание чему-то, а творческий подход и осмысливание своего шага. Когда человек находит свой собственный бусидо, следует ему, он начинает жить полноценной жизнью и приобретает огромную духовную силу.

Иероглиф Бу означает воинский, военный. Уже в самых ранних японских текстах понятие бу использовалось для обозначения военной составляющей национальной культуры, в отличие, например, от общественной (ко) или гражданской (бун). Поэтому бу появляется в составе таких слов, как букё, бумон, обозначающих "военные семьи". Если рассмотреть кандзи "бу", то можно увидеть, что иероглиф состоит из двух отдельных иероглифов, значение первого - "останавливать" или "пресекать", а второго - "копья" или "мечи".

Иероглиф Гэй - метод, применение. Отсюда и вытекает такое понятие, как Бугэй. Бугэй ("воинские искусства") - термин, означающий боевые старейшие искусства Японии, которые получили свое развитие до середины XVIII века и стали предшественниками будо.

Дзюцу - можно перевести как "метод", "искусство" или "техника". Название каждой специализации состоит из слова "дзюцу" и слова, указывающего на конкретный путь или пути совершения определенных действий. В контексте японских боевых искусств специализация основывается на особых методах систематического использования конкретного вида оружия. Например, кэндзюцу, то есть искусство (дзюцу) владения мечом (кэн). Однако боевой стиль может также идентифицироваться по своему особенному способу использования оружия. Так среди невооруженных единоборств дзюдзюцу идентифицируется как искусство (дзюцу) податливости (дзю) - то есть искусство использования податливости определенным техническим способом для победы над врагом.

Тайдзюцу мы рассматриваем как искусство (дзюцу) тела (тай). Это очень широкое и глубокое понятие, которое охватывает не только движение тела в пространстве, но и использование тела как оружия.

Исходя из этого, мы можем определить будзюцу как набор существующих специализаций и боевое искусство. Слово "будзюцу" используется в японской доктрине боевых искусств применительно ко всем боевым специализациям, которые практиковали профессиональные японские воины, а также члены других социальных классов, практиковавшие какое-либо из боевых единоборств. Термин "будзюцу" в первую очередь связан с практическими, техническими и стратегическими аспектами боевых искусств. Когда эти специализации описываются как дисциплины, чье предназначение имеет образовательный или этический характер, "техника" превращается в "путь".

Эти боевые искусства, чьей основной целью была победа над противником, положили начало до-систем.

Будо ("воинский путь") - системы духовной ориентации, не обязательно созданные войной или военными, а системы, приближающие к высокой ступени развития, тренировка духа. Решение и нахождение ответа на вопрос: "Кто Я, Что Я".

К сожалению, в современных будо, связь с классическими искусствами зыбка. После того как системы превратились в виды спорта, они утратили контакт с реальностью настоящей схватки.

Японские боевые искусства включают в себя множество различных какуто бугэй ("методов боя"). Буси хорошо владели одним - двумя видами оружия, но они должны были знать основы обращения с другими видами оружия, используемыми в бою. Они также практиковали методы боя без оружия. Понимая, что в бою важен сам человек, а не только техника, буси развивали в себе "омотэ" и "ура" внешние (бугэй и будзюцу) и внутренние (будо) силы.

Буси оставался главным специалистом по будзюцу, поскольку, сталкиваясь с новыми методами боя, он всякий раз был вынужден изучать их в интересах самозащиты. Наиболее известным примером является столкновение буси с населением островов Рюкю. Именно там (по преданию), он узнал насколько неэффективными могут быть его доспехи и оружие, против голых рук и ног отчаивающихся крестьян, обученных древнекитайской ударной технике. Эти боевые методы, которые, как говорят, ведут свое происхождение из отдаленных регионов Азии (Индия, Китай, Тибет) помогали человеку развить в себе способность наносить разящие удары руками, ногами и другими частями тела. Буси был вынужден практиковать традиционные боевые методы и постоянно изучать новые. Это был круг, из которого трудно было вырваться. Потому что постоянно появлялись более "изощренные" методы.

Нин - в японском словаре можно прочитать два значения этого иероглифа:

1. лезвие, остриё;

2. клинок, меч.

Особенности японского языка дают возможность трактовать то или иное чтение иероглифов (при незначительном изменении) по-разному.

Обратимся теперь непосредственно к слову ниндзюцу. Состоящий из двух символов: меч и сердце/дух. Получается иероглиф, который можно рассматривать как: "непоколебимая, стойкая, сильная связь" или "непоколебимое, сильное, бесстрашное сердце".

Можно увидеть и производные этого иероглифа:

а) понимать;

б) избегать ярости, не приводить в ярость других;

в) переносить унижения, страдания и гонения с непоколебимым сердцем;

г) распознавать, узнавать - видеть все сущее, отбрасывая иллюзии и ложь.

М. Хацуми - при написании того или иного иероглифа иногда вносит небольшие изменения, и прочтение символов меняется. М. Хацуми так объясняет написание иероглифа - "сердце должно быть также остро, как и меч, чтобы суметь отделить правду от лжи".

Ранее, мы говорили о бусидо как о "Пути воина", но с добавлением иероглифа сердце (в написании М. Хацуми) может читаться как "путь боевого вдохновения и доброты", но это может значить и "движение сердца, его решимость, надежду, доброту и просветление/пробуждение".

М. Хацуми отмечает, что для него ниндзюцу лишь один аспект боевых искусств Японии, аспект, который знаком многим хорошо известным самураям.

Ги - методы, техника. Гидзюцу - методы, искусство техники. Но, прочтение как: "методы добродетельности и справедливости" более точное и весомое в свете именно боевых искусств (в его духовном звучании).

Син - дух, сердце. Человек, занимающийся каким-либо видом искусства, будь то или живопись, вкладывает в свою работу душу и сердце, иначе он становится ремесленником. В боевом искусстве понятие "сердце/дух" отражает отношение к миру и сущность человека как Воина. Человек, очистив свое сердце от иллюзий, убеждений, взглядов общества и ярлыков, видит окружающий его мир как объективную реальность.

Будзин - человек, ступивший на трудный путь постижения мира и воинских искусств.
Будзю - боевой друг.
Додзё - место постижения боевых искусств, медитаций.

Познакомимся с несколькими словосочетаниями, важными для понимания боевых воинских искусств.

Нинпо-иккан - ниндзюцу - это начало, и оно не знает конца, путь понимания смысла жизни, мировоззрение.
Nin - физическая и духовная выносливость;
- путь, метод;
Ik - сокращенное от ichi (1);
Kan
Путь духовной и физической выносливости, имеющий начало, но не имеющий завершения!

Госиндзюцу - методы защиты нашего сердца, души и ума. Методы защиты правды и методы защиты наших близких (написания имеют небольшое различие, хотя звучит одинаково).

Сикин харамицу дайкомё - буддийская мантра (8-ое столетие). Просьба о защите, пожелание просветления. Состояние Будды достигается с помощью медитации, осознания и озарения.

Shikin - Чувственное и гармоничное восприятие. Мы учимся слушать сердцем и проецируем каждый слог в наш дух. Понимание противоположностей (Инь - Ян);
Haramitsu - отображает промежуток, черту между жизнью и смертью. Содержит в себе состояние постоянного стремления к духовному пробуждению. Воспитание в себе чувства верности, честности, лояльности и понимания, вызванных с помощью принятия в себе свободы от зависти, боли и ревности;
Daikomyo - золотой, всеобщий свет, зарождающий в нас озарение. Этот свет, проецируется из наших сердец наружу.

Bufu - ветер боевых искусств.
Bufu-ikkan - принцип/метод жизни, защищать естественную справедливость и жизнерадостность.
Ko-no-kokoro - иметь чистое, благожелательное сердце.

 

Виктор Мезер 2006г.