Этикет японского меча
Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии.
Именно меч постепенно стал “душой самурая”. Культ меча породил этику
меча, нарушение которой смывалось только кровью.
С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а
также пары мечей дайс¼ закрепилось за самураями и придворной
аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч
(сёто) и то только во время больших праздников или путешествий.
Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно
строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн)
следили в мирный период Эдо (16031868 гг.).
Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда
они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы
в случае пожара во дворце.
Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч
означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее
всего привести меч в боевую готовность. Стоя, при приветствии, его
полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и
лезвием вверх. Сидя – меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе
(лицевая сторона омотэ направлена вниз).
В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана
(даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях
длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить
в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими
почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите,
протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч
также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью – к
владельцу, а клинком в ножнах – к хозяину дома. В обычных же случаях,
поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей
фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим
воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались
недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону
воспринимались как вызов.
Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая – в специальной
нише (токонома) в главном углу комнаты на подставке для мечей.Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а
вертикальная – тати-какэ.
Хорошие мечи почитались в Японии столь высоко, что родилась особая
церемония “любования мечом”. Для хозяина меча считалось большой
честью, если гости выражали восхищение его мечами. Процедура осмотра
мечей была тщательно регламентирована, были расписаны жесты и
реплики всех участников подобной церемонии. Передавать меч кому-либо
как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. При
демонстрации оружия полагалось вытаскивать из ножен только часть
клинка, находящуюся рядом с гардой, и обязательно постепенно. Клинком
любовались, наклоняя его под разными углами к свету. Полностью
обнаженный клинок (сираха) мог быть воспринят как враждебность. Если же
владелец меча все же хотел показать весь клинок, то он с почтением
передавал оружие гостю, с тем чтобы тот сам с многократными
извинениями и комплиментами по полагающемуся этикету вынул клинок из
ножен. И не дай Бог коснуться обнаженного клинка рукой – только
шелковым платком или листом рисовой бумаги!
Обнажение любого оружия на улице, удар ножнами о ножны (сая-атэ) или
бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать
удар без предупреждения. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось
переносить в ножнах или чехлах. Полагают, что даже левостороннее
движение в Японии обязано своим происхождением именно этикету меча и
привычкам самураев. Ведь только в случае левостороннего направления
движения два самурая, столкнувшись на улице, имеют шанс не задеть
мечами друг друга (а это было смертельным оскорблением). Кроме того,
меч легче выхватить и быстро нанести удар вправо, чем влево, а при таком
направлении движения левая сторона более защищена.
Перед тем, как вложить меч в ножны, с него стряхивают кровь – неважно,
реальная она или предполагаемая. Таков этикет, и делается это не как
попало, а одним из традиционных способов (тибури). Можно резко
провернуть рукоять в левой руке вокруг продольной оси на полный оборот,
можно ударить кулаком сверху или широко махнуть клинком по дуге, можно
сочетать приемы, и так далее. Принцип один: быстрое движение срывает
капельки с металла. Вне зависимости от стилевых нюансов, далее следует
процесс вкладывания меча в ножны (ното) суть которого в следующем:
клинок накладывается спинкой между большим и указательным пальцами и
протягивается вперед до момента, когда острие готово скользнуть внутрь.
Но, как всегда, есть масса технических деталей, от соблюдения которых
зависит и целостность пальцев, и восхитительная ловкость действа,
например: большой и указательный пальцы левой руки всегдаограничивают движения полосы вбок, совмещая е с осью ножен, спинка не
должна откровенно и грубо скользить по окантовке, но легко
поддерживается пальцами, после входа острия в устье следует встречное
движение – клинок вовнутрь, а ножны от себя, иначе на последних
сантиметрах цуба(гарда) и рукоять вакидзаси (короткого меча) помешают
окончить ното, завершающий штрих: коротко и с силой дожать меч, чтобы
цуба (гарда) коснулась кути-ганэ (кольцо, охватывающее вход в ножны), а
хабаки(крепежная муфта) плотно закупорила вход.
По этому поводу бытует любопытное заблуждение, рисующее жуткий образ
облитого кровью меча и руки вплоть до локтя. На самом деле далеко не так.
Полированная сталь физически не в состоянии удерживать реки крови, и
хорошо обработанный клинок после рассечения врага от шеи до поясницы
требует лишь формального встряхивания. Если же вы озабочены судьбой
зеркальной поверхности, е¼ следует немедленно обтереть, хотя бы о рукав,
потому что, хоть кровь и не стекает ручьями, полоса всегда оказывается
измазанной в жиру и прочих жизненных соках противника.
Существует еще один специфический и чисто японский аспект
взаимоотношений человека с оружием, берущий начало в каких-то темных
глубинах человеческой души. Речь идет о непреодолимом желании,
посещавшем почти каждого, кто брал в руки меч, – немедленно испытать
его в деле. В мрачные годы средневековья проблема решалась просто,
однако уже XVII век заставил принять строгие нормы поведения в
обществе. Было время, когда самурай имел законное право на “пробу
меча”. В качестве оппонентов выступали нищие и бродяги. Позднее, в эпоху
правления Токугавского сёгуната, новые клинки испытывались на телах уже
казненных и лишь в исключительных случаях рубили живого преступника.
Процедура проходила в соответствии с утонченным регламентом. Действие
было расписано по минутам и сантиметрам, а его участники обладали
соответствующими рангами, полномочиями и знанием особого этикета. Без
дыханное тело клали на специальный песчаный холмик - додан, привязав
руки и ноги к бамбуковым колышкам, после чего испытатель
профессионально рубил труп тем или иным способом. Искусство “тамэси-
гири” (рассечения предметов) в приложении к испытаниям меча являлось
клановым достоянием, и к телу допускали не каждого. На этом поприще
прославилось семейство Ямада, многие представители которого служили
государственными испытателями мечей, а их мнение считалось
определяющим. Часто результат пробы наносили на хвостовик меча, но для
расшифровки таких символов требуется знание специальной терминологии,
а также порядка проведения процедуры. Таким образом, меч в Японии, в качестве одного из обязательных
составляющих жизни, в течение без малого тысячи лет, оброс
внушительным собранием ритуалов и правил, регламентирующих
абсолютно все формы взаимодействия “человек-оружие” и “человек-
человек”. Этот громоздкий свод неписаных законов можно разделить на ряд
простых блоков: правила обращения с мечом в смысле фехтования
(техники боя), правила обращения с мечом как с постоянным спутником в
жизни, правила поведения в обществе (этикет вооруженного человека),
правила ухода за мечом (чистка, хранение, транспортировка), правила
испытаний меча. Несмотря на внешнее хитроумие, движения этикета
просты и естественны, а точное соблюдение их пространственных
параметров, ритма и очередности не только способно оградит человека от
случайных ран и неожиданностей в виде, например, выпавшего меча, но и
доставить удовольствие высокой эстетикой отработанных до мелочей
приемов.
П.Васильев,
2009г.