История ниндзя
У ниндзя долгая и древняя история. Говорят, что ей более 2500 лет, однако в действительности некоторым записям даже 4300 лет. Без преувеличения можно сказать, что она началась с появления человека разумного. Прародитель синоби-но моно создал множество единоборств синоби с использованием камней, палиц, плетей и т. п. Древние предания сообщают, что они играли важную роль «тайных сил» у Окумэ-но Микото при создании государства и у государя Дзимму при покорении Ямато [древнее название Японии], согласно сказаниям, происходившем примерно в 600 г. до н. э. Некоторые древние документы свидетельствуют также, что принц Сётоку (574—622) прибегал к услугам синоби.
Это досточтимое японское искусство ниндзюцу подвергалось влиянию из-за рубежа. Даже сегодня наследие нимпо тай-дзюцу включает арсенал приемов, известных как сэмбан-нагэ (метание тонких железных лезвий) и хитё дзюцу (ошибочно представляемое многими как умение прыгать, хотя на самом деле оно связано с умением нейтрализовать приемы противника). Все они находятся на вооружении косси-дзюцу школы Гёкко и коппо-дзюцу школы Кото, которые, видимо, завезли в Японию из Китая Яо Юй-сюй [женщина] и Чжан-у Шэн в период династии Тан (618—907)*. По другому преданию, военачальник династии Тан по имени И Гоу после поражения в битве бежал в Японию. Он обосновался в области Исэ, и в затворничестве, укрывшись в пещерах Сада близ Ига, стал практиковать сидячую медитацию дзадзэн. И Гоу, видимо, был мастером искусства хитё онгё-дзюцу («скрываться подобно летящей птице»), дословно «сверхчеловеческого» умения скрываться от врага, делая его приемы бесполезными.
Согласно дэнсё (письменным свидетельствам) школы Тогакурэ, стиль ниндзюцу этой школы создал Тогакурэ Дайсукэ. В 1181 г. силы правящего дома Тайра, насчитывающие десятки тысяч воинов, были направлены на подавление восставшего Кисо Ёсинака (1154—1184). Ёсинака попытался перехватить их, управляя своими войсками из пещеры с видом на реку Сусобана, прокладывающей свое русло через горы Тогакурэ (ныне Тогакуси). Место, где Ёсинака расположил свои силы и бросил боевой клич, известно ныне как пещера господина Кисо. Среди воинов Ёсинака был шестнадцатилетний пленник Сима Косанта Минамото-но Канэсада, который якобы прошел выучку в Тогакурэ и овладел единоборствами сэмбан-нагэ, хитё-дзюцу и арсеналом приемов, свойственных сюгэндо, толку буддизма живших в горах отшельников, который тогда получил распространение во всем крае. Кстати, приверженцемсюгэндо был и сам учитель Такамацу, находившийся в самом рассаднике данного толка, в горах Кумано, и ставший его главой — «верховным тэнгу».
В 1184 г. удача изменила Ёсинаке и он погиб в бою. Канэсада получил множество ранений, и когда пробивал себе путь среди 3000 всадников во главе с [престарелым] Фудзивара-но Хидэхара (ум. 1187; верховным правителем севера Японии со столицей Есю), упал без чувств. Его спас даосский мудрец, по прозвищу Касуми-гакурэ («сокрытый туманом»), укрывшись с ним в горах Ига.
Со временем даос сделал его своим учеником, обучив боевым искусствам ниндзюцу. Впоследствии Сима Косанта Минамото-но Канэсада сменил свое имя на Тогакурэ Дайсукэ и основал школу Тогакурэ-рю, практикующую новый стиль ниндзюцу в области Ига.
Так уж повелось, что победитель теснит своего противника, пока не выбьет его и не упрочит вновь завоеванных позиций, тогда как обессилевший неудачник пытается ускользнуть, направляясь в горы, подальше от людского жилья.
Таким образом, беженцы рода Фудзивара, наряду с воинами, проигравшими в борьбе домов Тайра и Минамото,
а позже неудачники периода двух [императорских] дворов (1336—1392), искали убежища в местах наподобие Ига или Кога,
становясь деревенскими самураями. Однако за ними велась беспощадная охота, так что этим деревенским самураям пришлось создавать и
совершенствовать приемы тонгё (ускользания), чтобы спасти свои семьи. Именно их изыскания, накапливаемые со временем, и дали начало ниндзюцу,
нимпо тай-дзюцу.
С другой стороны, близость этих деревенских самураев к Киото означала, что они оказывались «первыми приверженцами»
завезенного взрывного дела, которое стали сочетать с доморощенными орудиями ниндзя. Кроме того, они оказывались последователями иностранных
философских учений наподобие цимэнь дуньцзя [искусства предсказания], попадавших в Японию по «трем шелковым путям» — двум сухопутным и одному
морскому. В случае необходимости они могли вступиться за правое дело, например собирая воинов, преданных императорскому дому.
Сущность ниндзя
Ниндзя стремился слить в одно целое свой дух и технику и стать «необыкновенным» обыкновенным человеком.
Кое-кто пытался было стать «сверхчеловеком», обучаясь нимпо, но в качестве ниндзя не преуспел. Стать суперменом достаточно просто; ниндзюцу же дает ясно понять, как трудно стать «обычным» человеком.
Быть синоби означает упование на промысел природы, на то, что даруют небо и земля. Такой подход породил сакки-дзюцу или сатти-хо, способ обретения интуиции. Ниндзя знали законы природы и поэтому могли чувствовать грядущие изменения в ней. Они могли умело воспользоваться природными знамениями или бедствиями для того, чтобы вовремя прибегнуть к ниндзюцу. Это умение называется тэммон (небесные врата), один из предметов их обучения боевому искусству.
Например, заметив, как воробьи или куры поздно вечером скребутся в поисках пищи или ищут ночлега высоко в густой листве, либо как тучи мотыльков или иных насекомых летом летят в дом, либо как карп плещется на поверхности водоема, можно заключить, что надвигается дождь. И наоборот, если коршуны кружат высоко в небе, а воробьи и куры рано садятся на насест, почти забросив поиски пищи, значит, будет хорошая погода. Если насекомые, обычно обитающие на верхушках деревьев, устремляются вниз, если жаворонки, обычно летающие высоко, начинают свистеть, опустившись значительно ниже, и если стелятся листья камыша, степная трава, значит, приближается буря.
Ниндзя всегда обращали пристальное внимание на подобные повседневные вещи. Ощутив посыл от внешнего мира, каким бы слабым он ни был,
ниндзя отвечали незамедлительно. Поэтому они старались следить за происходящим вокруг, чтобы немедленно отзываться на любые изменения и
тем самым никогда не быть застигнутыми врасплох. Человек с инстинктом выживания — такова сущность ниндзя.
Масааки Хацуми, Путь Ниндзя. Сокровенная техника